Тяжёлая ноша лёгких денег
Апрель прошлого года должен был стать для семьи пинчанки М. на редкость удачным. Через месяц-другой сын поведет к алтарю любимую девушку. Какая радость для материнского сердца! В доме царил эдакий веселый хаос – приготовления, приготовления… Как-то раз сын вернулся домой с находкой: «Вот, посмотри – пластиковая карточка! Кто-то забыл в банкомате. Что с ней делать?». «Давай сюда, сынок, как-нибудь разберемся».
Про находку, завалявшуюся где-то в сумочке, М. почти сразу же забыла. Пока в торговый объект, где она работала продавцом, не привезли водку по дешевке. Прикупить бы к свадьбе еще ящик, чтобы спиртного хватило уж наверняка, но денег в обрез! Тут-то М. и вспомнила: чтобы рассчитаться той, найденной карточкой, не нужно знать пин-код. Распишись на чеке – и покупка твоя!
– Я, конечно, понимала, что делаю. Но и вы поймите: в тот момент я думала о свадьбе сына, о том, что без этого ящика нам никак не обойтись, а ждать нельзя: дешевую водку сметут с прилавка – и глазом не успеешь моргнуть! Ну, не смогла устоять перед соблазном, – горько усмехается М.
Продавец М. провернула эту аферу у себя на работе. Было лишь одно опасение: на чужой карточке могло не оказаться нужной суммы. Но деньги там все же имелись, покупку удалось оплатить. Припасы потянули тысяч эдак на 140.
Неприятности начались почти сразу же. Владелец пластиковой карточки заявил о краже куда следует. Вычислить, где и когда рассчитались его карточкой, было не трудно. На работу к М. наведалась милиция.
– Расспрашивали: кому в тот день покупку отпустили по терминалу? Я ведь тогда работала? Ага, видела, значит? Запомнила? Конечно, я испугалась, но признаваться не стала. Знать, мол, ничего не знаю, – вспоминает М.
Домой в тот день вернулась, трясясь от страха. Все рассказала сыну. Тот решил попросить совета у участкового, с которым был в хороших отношениях. Участковый подсказал: лучше явиться, как говорится, с повинной. Если призналась сама – велика вероятность, что и наказание будет мягким. М. не спала всю ночь, ворочалась с боку на бок, и решила: надо признаваться.
Утром сдалась в руки правосудия. Повинилась и перед хозяином карточки. Сумму, украденную у него, вернула всю до копейки, включая деньги, потраченные им на восстановление пластиковой карточки. Тот, в свою очередь, от претензий к М. отказался. Но суд все-таки был: два года «химии», как говорят в народе.
Эту историю М. рассказывает, сидя на скамейке перед зданием суда. Только что состоялось заседание, на котором ее освободили условно. Наказание для нее закончилось на 1 год, 3 месяца и 9 дней раньше. В этом женщине помогла уголовно-исполнительная инспекция РОВД и наблюдательная комиссия при райисполкоме. В Беларуси такие комиссии действуют во всех областных, городских, районных исполкомах, местных администрациях.
Местную наблюдательную комиссию создали в прошлом году. Она действует на общественных началах, и ее решения носят рекомендательный характер. Цель, ради которой ее создавали – общественный контроль над деятельностью органов, осуществляющих наказание, лечебно-трудовых профилакториев, участие в исправлении осужденных.
Задач, которые стоят перед наблюдательной комиссией, много. Среди основных – следить за порядком и условиями отбывания наказания. Какими способами ведется перевоспитание оступившихся граждан? Если нарушения налицо, комиссия должна содействовать их устранению. Кроме помощи в наставлении осужденного на путь истинный, комиссия должна помогать людям, вышедшим на свободу, вновь стать полноценным членом общества.
Осужденные могут обратиться в наблюдательную комиссию со своими предложениями и жалобами, касающимися отбывания наказания. Тем, кто только освободился из мест лишения свободы, здесь могут помочь с трудоустройством.
Кроме того, вместе с администрацией органа, исполняющего наказание, комиссия может ходатайствовать о помиловании осужденного. Она также обращается в суд с просьбой об освобождении от наказания или его смягчении, об условно-досрочном освобождении, о замене наказания более мягким. Может комиссия обратиться в уголовно-исполнительную инспекцию и с предложением об ужесточении контроля за осужденными, не исполняющими возложенные на них обязанности, нарушающими общественный порядок и условия отбывания наказания. Она может предложить усиление установленных ограничений и даже рассмотрение вопроса о возбуждении уголовного дела. Но все же главная задача наблюдательной комиссии – помочь осужденным защитить свои права, если есть необходимость их отстаивать.
В Пинском районе на учете отбывающих наказание стоит почти пятьсот человек. Кто-то совершил серьезное преступление, а чей-то проступок, как в ситуации с нашей героиней М., можно по-человечески понять. Таким людям, как эта женщина, и старается протянуть руку помощи наблюдательная комиссия. Если буквально недавно мало кто из заинтересованных лиц знал о существовании этой комиссии, то теперь все больше осужденных надеется на ее помощь. И, как показывает практика, эта надежда не напрасна.
Виктория ИГНАТЧИК.
Comments are closed.