Первый над бездной
(к 105-летию со дня рождения Якова Мошковского)
Событие, которое красными буквами должно быть вписано в историю Беларуси, произошло 80 лет тому назад – 26 июля 1930 года. В этот день Яков Мошковский впервые шагнул, с борта самолета в бездну, совершив первый парашютный прыжок! Сейчас эта дата почитается как день рождения парашютизма в СССР.
Фамилия Мошковского в 1930-х годах не сходила с первых полос центральных газет. Вот лишь беглое перечисление основных его титулов: прославленный летчик военной и полярной авиации; один из пионеров советской дальней авиации; участник первого в мире парашютного десанта и первой в истории человечества воздушной экспедиции на Северный полюс; организатор первых подразделений воздушно-десантных войск; командир первого в мире парашютно-десантного отряда и первый армейский инструктор по парашютизму; руководитель первой в истории спасательной парашютной операции; создатель и начальник Высшей парашютной школы СССР; первый в мире парашютист-испытатель, выполнивший прыжки особой сложности – с предельно малых высот, на лес и воду, в зимних и ночных условиях; он впервые в мире предложил для сокращения длины пробега посадочного пробега оснастить самолеты тормозными парашютами (в условиях Арктики). Мошковский – мастер парашютного спорта СССР с удостоверением № 1.
Мошковский Яков Давыдович (1905 – 1939) родился в Пинске (отец –школьный учитель, как член РСДРП, был расстрелян белополяками (1919). Беспризорный Яков был зачислен в Московскую трудовую школу им. Радищева, а через 4 года – в Гатчинскую военную школу воздушного флота. Затем была военно-теоретическая школа ВВС в Петрограде, откуда его забрали в Борисоглебскую военную школу летчиков; в 1927 году Якову присвоили звание «военлёт РККА».
Свою летную службу Мошковский начинал в Гатчине младшим летчиком и почти сразу же был переведен в Воронежскую эскадрилью (5 французских «Голиафов») – первой дальнебомбардировочной стратегической авиации. О парашютах тогда летчики понятия не имели и именно воронежским было впервые предложено выполнить первые прыжки. Броситься вниз головой в бездну охотников не нашлось, согласился лишь один – Яков Мошковский из Пинска; 26 июля 1930 года с высоты 500 метров он сделал самый главный шаг в своей жизни!
А ровно через неделю, в день святого пророка Ильи – покровителя авиаторов, с «Голиафа» у деревни Клочково под Воронежем было сброшено 12 (!) вооруженных десантников во главе с Мошковским. Прошел всего один месяц и 2 сентября Мошковский возглавил первую в СССР классическую операцию армейского спецназа.
…В утренних сумерках, с высоты всего 250 метров, с 9-местного пассажирского самолета АНТ-9 в Подмосковье в тылу «противника» сбросили отряд из 11 десантников. Они захватили армейский грузовик. За руль садится Мошковский, в кузове, под брезентом, прячется вся его команда. Машина мчится к штабу дивизии, перерезана линия связи, с «удостоверением» инспектора РККА Мошковский входит в кабинет начальника штаба, а дальше, как в кино: в плен взят руководящий состав штаба, вскрыт сейф, изъяты секретные документы и карты, дымовыми шашками обозначен подрыв склада боеприпасов «противника» и стремительный прорыв к «линии фронта» с переходом через лес и болото к своим.
Яков Мошковский стал организатором массового парашютизма в СССР; в селе Тушино под Москвой он основал (1933) и возглавил Высшую парашютную школу «Осоавиахима», которая готовила кадры инструкторов-парашютистов. Она обеспечила бурное развитие парашютизма в СССР. Уже через 3 года в Советском Союзе работали 115 парашютных станций; парашютным спортом заболели тысячи… Сам же начальник ВПШ стал выдающимся экспериментатором по освоению прыжков с различных самолетов в разных метеорологических условиях; был инициатором групповых парашютных прыжков и лично совершил более 500 прыжков, что по тем временам было абсолютным рекордом! Он сломал левую ногу, ходил с палочкой, но продолжал прыгать, приземляясь на правую ногу. Сломал и правую ногу, ходил на костылях, но продолжал прыгать, приземляясь, как тогда шутили, – на корму, то есть на «пятую точку». Он первый в СССР мастер спорта по парашютизму (1934), награжден орденом Красной Звезды (1935).
А экстремальных случаев в его парашютной практике было хоть отбавляй. Когда выполняли прыжки его подопечные, он обычно стоял в дверях самолета без парашюта. Однажды один такой подопечный, выполнявший свой первый прыжок, от страха мертвой хваткой вцепился в Мошковского и вывалился вместе с ним с самолета. Лишь перед самой землей учитель сумел все-таки раскрыть парашют курсанта и благополучно приземлиться вместе с ним. Но при этом прибавилась седина волос.
В феврале 1936 года в Кремле приняли решение по операции «Север-1», с обустройством на Северном полюсе первой в мире полярной станции «СП-1». Возглавил ее Отто Шмидт, уроженец Могилева, а саму полярную станцию – Иван Папанин. По тем временам это был грандиозный замысел. Для заброски на полюс необходимого оборудования для долговременной станции и 4-х ее участников были подготовлены 4-моторные гиганты-самолеты на 2-метровых колесах с бортовыми номерами «Н-169», «Н-170», «Н-171» и «Н-172». При транспортировании экспедиции Папанина на Северный Полюс (22.5.1937) самолет «Н-169) пилотировал уроженец Бреста Илья Мазурук. Вторым пилотом был Яков Мошковский, перешедший на Земле Франца-Иосифа на самолет «Н-172»; награжденный за эту успешную операцию орденом Ленина.
В августе 1937 года по маршруту Москва – Северный полюс – Северная Америка отправился экипаж Героя Советского Союза Леваневского. Самолет стартует и бесследно где-то исчезает. Его поиски вели 15 советских и 7 американских самолетов. Мошковский также предпринял полет (31.3.1938) с острова Рудольфа в направлении Гренландии в поисках погибшего самолета Леваневского; экипаж облетел район между 82 и 84° к востоку от Гренландии, но ничего не обнаружил. Все было тщетно, к истории освоения Арктики прибавилась еще одна трагедия.
…24 июля 1939 года был учрежден День Военно-морского флота СССР. На Химкинском водохранилище прошел грандиозный военно-спортивный праздник. На глазах у многочисленных зрителей Мошковский выполнял прыжок особой сложности: основной парашют «не раскрылся» и он спускался на запасном с приводнением на водохранилище. Но неожиданно налетевший порыв ветра отнес его к берегу, где Яков смертельно ударился головой о борт грузовой машины. В опубликованном некрологе говорилось: «Известный мастер парашютного: спорта СССР майор Я.Д. Мошковский трагически погиб. С его именем связана история парашютного спорта в нашей стране. Он был пионером массового парашютизма, прекрасный мастер парашютного дела, смелый летчик, он всю свою жизнь отдел делу укрепления оборонной мощи Советского Союза».
Судьба отмерила молодому и красивому, бесстрашному военному и полярному летчику и выдающемуся парашютисту, майору Якову Мошковскому до обидного мало – всего 33 года. В советской авиации, по словам И.П. Мазарука, он подавал очень большие надежды, но в «возрасте Иисуса Христа» погиб случайно и для всех неожиданно. Яков Мошковский успел написать только одну, но замечательную книгу «Записки пилота» (М., 1938). Любимец Сталина, Мошковский, несомненно, был бы самым первым включен в группу летчиков, спасавших челюскинцев в 1934 году. Он мог стать Героем Советского Союза.
Удивительно и поразительно, как такой легендарный человек не попал ни в одну из Энциклопедий нашей республики! А ведь Яков Мошковский – наша национальная гордость! Нельзя забывать таких людей. Никогда…
Валерий ЕРМОЛЕНКО,
доктор географических наук,постоянный представитель Беларуси в INHIGEO (Лиссабон) – Всемирной комиссии по истории наук о Земле.
Comments are closed.