…И ничего кроме правды
Теперь, пожалуй, вряд ли толком узнаешь, почему международные наблюдатели за выборами Президента Республики Беларусь, сплошь публика въедливая и дотошная, так быстро уехали из Парохонска. Двое молодых людей в одинаковых спортивных куртках появились в местном Доме культуры внезапно и также внезапно исчезли, ограничившись получасовой беседой с председателем избирательной комиссии и двумя чашками чая.
Вообще говоря, объяснение такой поспешности вроде как лежит на поверхности: эти двое с мандатами ОБСЕ сразу увидели, что выборы проходят согласно всем существующим нормам. И что тут, извиняйте, скрывать, если день 19 декабря обернулся для парохонцев настоящим праздником – с музыкой, с концертами, с бойкой торговлей. Люди шли голосовать целыми семьями, с детьми и внуками. А прекрасно оборудованные кабины для голосования, прозрачная урна для бюллетеней, четкая работа ответственных лиц – все это не оставляло сомнений в настоящей демократичности происходящего. Все так. Но мне все же кажется, что скоротечность визита зарубежных функционеров была вызвана именно общением с председателем избиркома. Наблюдатели, отнюдь не дураки, сразу поняли, что сидящая напротив женщина, похожая скорее на диктора телевидения, чем на чиновника местного масштаба, абсолютно не способна лукавить, что все, сказанное ею – правда и ничего кроме правды. Вот есть такие люди, в которых немедленно угадываются прямодушие и честность не только, как черты характера, но и как религия, как главный жизненный принцип. Заместитель директора ОАО «Парохонское» Лариса Александровна Трофимова как раз из таких, из настоящих.
Короче говоря, наблюдатели оценили организацию выборов в этом большом полесском поселке очень высоко. И все же один из них, поляк из Вашингтона, от каверзы не удержался.
– Это что, агитация в день выборов? – спросил он, указывая на портрет А.Г. Лукашенко.
– Это – действующий Президент Республики Беларусь, – отвечали ему. – А что до агитации, то вот она – вокруг. Не поленитесь проехать по хозяйству и вы увидите кварталы
новеньких жилых особняков, современные животноводческие фермы, супертехнику на машинном дворе. Агитация – это, знаете ли, средняя зарплата больше миллиона рублей, прекрасные здания школы и детского сада.
…Наблюдатели уехали, а она устало опустилась на стул: все-таки, что ни говорите, а это были первые в жизни заместителя директора по идеологии выборы, которые Ларисе Александровне пришлось проводить в качестве председателя избирательной комиссии. Хотя… В том, что справится с этой должностью, она не сомневалась, чувствуя настроение людей, как свое собственное. Она знает каждого, от мала до велика, односельчанина, а они знают о ней все, потому что три десятка лет ее жизни протекли у них на глазах. А в деревне, как известно, секретов нет.
Родом она из большой пригородной деревни Вороны, что в Берестовицком районе на Гродненщине. Среднюю школу окончила в райцентре, но хоть медали и не получила, зато обзавелась таким крепким запасом знаний, что с первого раза поступила на гидрофак сельхозакадемии в Горках. Случай не такой уж частый в середине 70-х, когда без протекции пробиться в вуз было трудновато. Вдобавок ко всему была у Ларисы манера говорить, что думает, ничего не скрывая. Манера эта не очень-то нравилась преподавателям и значительно усложняла и без того непростую студенческую жизнь. Ведь это ни в какие ворота не лезет, когда на лекции по научному коммунизму встает студентка и заявляет, что реальная жизнь существенно отличается от провозглашенной эпохи развитого социализма. Или когда она же на занятиях по политэкономии честно признается, что не видит никакой логики в политэкономии социализма… Хорошо еще, что в Горках традиционно занимались сугубо подготовкой профессионалов, не особо обращая внимание на идейную составляющую. По каковой причине Лариса благополучно академию окончила и… приехала в совершенно незнакомый Парохонск, потому как успела уже выйти замуж за парохонского парня с параллельного курса механизации, а тот, получив диплом, вернулся домой. Он и сейчас работает здесь, главный инженер ОАО «Парохонское» Александр Вениаминович Трофимов, один из лучших в районе специалистов. Такая, значит, у него получилась карьера – сначала бригадир тракторной бригады, потом – заведующий ремонтными мастерскими и вот – главный инженер, под рукой у которого целый арсенал техники, известной до недавнего времени только по за-граничным прайсам.
Что до его молодой жены, то она тоже ни дня без работы не сидела. Удивительное дело: обычно деревня долго и настороженно приглядывается к приезжему, а тут жену Саши Трофимова, сына уважаемых и любимых в Парохонске учителей, как-то сразу признали своей. В считанные дни убедились: Лариса всегда говорит правду, от работы не бегает, нос не задирает и должностью своей не кичится. Между тем, должность молодому инженеру прямо с порога определили немаленькую, назначив заведующей машинным двором. И это тоже стало своеобразным экзаменом. Как известно, механизатор в деревне – главная фигура. Так что от того, примет он или не примет нового начальника, сработается с ним или нет, зависит вся дальнейшая судьба любого руководителя. Несколько лет спустя Лариса Александровна прощалась с механизаторской братвой в ранге человека знающего, справедливого и работящего. Так завоевывался авторитет, авторитет не скороспелый, не сиюминутный, а надежный и прочный, потому как заслуженный уважением к людям, мозолями на руках да работой без выходных и праздников.
…Тем временем на дворе уже начинали хозяйничать «перестроечные процессы», и некогда могучий совхоз «Парохонский» затрещал по всем швам. Веселенькое выдалось десятилетие, ничего не скажешь: хозяйство переименовывали и меняли его статус, его то запихивали в какие-то громоздкие структуры, то реструктурировали, то к кому-то присоединяли, то отсоединяли… Стоит ли говорить, что вся эта чехарда постепенно гробила однажды налаженный производственный процесс. Народ начал помаленьку разбегаться: кто ж тебе будет вкалывать, если зарплату по три месяца нечем платить?
Так уж получилось, что Лариса Александровна и здесь оказалась на передовой, на самой что ни на есть линии огня: хозяйству срочно понадобился толковый экономист, и лучшей кандидатуры, чем Трофимова, не нашли. Что ж, пришлось начинать все заново. Знаний, когда-то полученных в академии, явно не хватало, и Лариса Александровна снова села за парту: стала слушательницей специальных курсов при Институте механизации сельского хозяйства. Через год она возвратилась из Минска с дипломом организатора-экономиста и полностью погрузилась в новую работу. По сути на ее долю выпал самый сложный период в биографии хозяйства: тогда экономисты проявляли чудеса изобретательности, чтобы так-сяк удержать коллектив на плаву. Слава Богу, наступил 1994 год, и страна начала приходить в себя после «перестроечного» похмелья. Лариса Александровна, назначенная в 1995 году главным экономистом, проработала в этой должности аж двенадцать лет и оставила свой пост только в 2007 году в связи с переходом на другую работу. На какую другую? А вот на какую. В декабре этого года ОАО «Парохонское» стало структурным подразделением Национального банка Республики Беларусь. Остальное известно: об изменениях в хозяйстве кто только не писал и не рассказывал. И было о чем: поражающее воображение строительство, увеличение на 360 гектаров пахотных земель, поголовье крупного рогатого скота численностью 12200 голов, вдвое выросшее дойное стадо…
Лариса же Александровна больше обращает внимание на другую цифру: за последние годы коллектив вырос почти на полтораста штыков и сейчас составляет 513 человек. Так вот, работа непосредственно с каждым из них как раз и входит в теперешние обязанности Ларисы Трофимовой, потому как с 2008 года стала она заместителем директора ОАО «Парохонское» по идеологической работе. По старому – комиссаром, далеко не последним человеком в руководстве.
Не ошибусь, если скажу, что работа с людьми – самая трудная работа. Попробуй справиться с полутысячей людей, у каждого из которых свой характер, свои радости, свои беды. А справляться – это значит суметь нацелить весь коллектив на решение производственных задач, которые с каждым годом становятся все труднее. Ларисе Александровне это удается. Она обходится без призывов и лозунгов, предпочитая им разговор по душам. Но главной своей задачей считает обеспечение труженикам достойных условий труда и быта. Помогает ей в этом прекрасное знание всех производственных процессов – работа с механизаторами и с экономистами не прошла даром. Так что во время важнейших сельскохозяйственных кампаний комиссар бывает в поле не меньше агронома: проверяет, обеспечены ли люди спецодеждой, во-время ли и какого качества привозят в поле горячее питание, нет ли сбоев в технологической цепочке поле – ток, соблюдаются ли условия соревнования… Прибавьте к сказанному личные жалобы, просьбы и просто житейские советы, прибавьте наглядную агитацию и организацию массовых мероприятий, и вы поймете, что с должностью зама по идеологии справится далеко не всякий. А ведь Лариса Александровна еще и председатель профкома, и депутат районного и сельского Советов. Успех в ее нынешней работе сам собой не пришел, а стал результатом установления тесного взаимодействия с руководством предприятия, с депутатами, с торговлей, с учреждениями культуры и образования. И не будет особым преувеличением сказать, что парохонцы сегодня – это одна, не всегда дружная, не всегда друг с другом согласная, но семья. Что и требовалось доказать.
Зимой у Ларисы Александровны больше всего хлопот на фермах – под контролем быт животноводов, корма, та же спецодежда, те же жалобы, те же советы… Жизнь. А идеология… Что ж идеология… Пока в столицах все еще бьются над формулировками, в глубинке уже все для себя решили:
– Суверенным белорусам надеяться не на кого. А потому главное – быть единой нацией. Лучше будем работать – лучше будем жить. Лучше будем жить мы – лучше будут жить наши потомки.
Сергей ДОРОХОВ
Comments are closed.