В Стытычево раньше жили «конэвкы», а Малые Дворцы населяют «крычкы» — PINSKNEWS.BY

Loading

Необычное увлечение у пинчанина Николая Калько. Он собрал большую коллекцию прозвищ жителей деревень Пинского района, а также некоторых населенных пунктов соседних районов – Ивановского и Ивацевичского. Начало темы здесь. Друзья, возможно, кто-то из вас вспомнит забытые традиции, а кто-то узнает много нового о Полесье. Ждем ваших откликов

* * *

– В Стытычево раньше жили «конэвкы». В деревне много коров держали, а Пинск близко. Вот бабы навьючат на себя бидонов, а по-местному конэвок с молоком, и айда пешком на базар. А там уже покупатели их ждут, высматривают: «Что-то «конэвкы» сегодня задерживаются».

– Правильно. Все так и было, только не пешком, а на лодках возили.

* * *

– Лосичи по-другому называют Яровыщэ, по названию урочища в болоте. Чтобы обиднее было – Купына яровыцька. А люди там – лосюкы.

* * *

– Бабушка, говорите, что Вы из Лосичей. А как в старину дразнили лосюков?

Ковтуны.

– А как ваши дразнили людей из Плещиц или из Горново?

Не знаю, и знаты не хочу. Отстань! Я люблю, когда хвалять, а не эти выдрыкы всякие.

* * *

– Вот все говорят, что в Велятичах живут «рымизныкы». Признаюсь, засомневался, потому что слово «ремизы» – не наше какое-то. Мой давний знакомый Василий Николаевич из Больших Дворец считает, что правильно не рымизныкы, а поризныкы. Так называется болотная трава, поризнык, как нож, острая. Но, знаешь, я ему что-то не верю.

* * *

– Еще при царе-батюшке ходил по селу мастер и кричал: «Паять, лудить, ведра чинить, пилы нарезать». Людям показалось «килы вырезать», так с перепугу убежали и спрятались в болоте. Неделю жили в кустах, потом отправили мальчика на разведку: «Иди, посмотри, где тот человек, что килы вырезает». Это было в Больших Дворцах. С тех пор все, кто там живет, – «кылавые» или «кылуны».

А вот Малые Дворцы населяют «крычкы». Чем-то тамошние люди схожи с такими маленькими птичками, которые гнездятся на листьях водяных лилий и отважно набрасываются на проезжающих мимо лодочников. Саму деревню больше знают под названием Пугачи.

* * *

– В одной мужицкой семье в деревне Малые Дворцы жила девушка-красавица. По всей округе молва о ней шла. Из соседней деревни Большие Дворцы пришли к ней сваты. Жених – так себе, незавидный, зато шляхтич. Высокую честь оказал мужичке. Сваты вошли со словами «Наш купец, ваш товар…» и дверь за собой не закрыли. Мать дернулась было к двери, а дочь остановила: «Ны зачыняйтэ, мамо, двэра». Мол, сватам уходить пора. После того по Малым Дворцам долго гуляла присказка: «Ны зачыняйтэ, мамо, двэра».

Эту историю мне рассказал Василий Басевич, знакомый из Плещиц, а после сколько у людей я ни спрашивал, так никто ее не подтвердил. «Не, ны чув, ны помытаю такого».

* * *

– Ты что такие вопросы задаешь? Для истории?.. Ладно, тогда расскажу. Я родился в Местковичах, нас звали «пычури». Это пычуркы, грибы такие, ну, шампиньоны. Те, кто в Сачковичах, «молька», мальки рыбы, в Большой Вульке – «блохы», в Житновичах – «корчари». У них там кругом такие заросли, такие корчи. А в Паре… А, уже знаешь…

* * *

– Наши люди из Завидчиц в старину мох в лесу заготавливали и продавали застройщикам для утепления стен. Так и говорили: Шоб ны лис и ны мох – завыдчук бы и здох.

* * *

«Жеба в емцы еблыко качее, я на жебу наступыв – жеба чевкнула. Скыдай шепку, бо вжэ Нывэль». Это невелян так передразнивают за их манеру произношения.

* * *

– Хто жывэ в Хойно – гэто «коты». А в Жыдчэ – «китайцы». Чого китайцы? Бо там дывок було много.

* * *

– Чтобы найти шмелиное кубло, в Селище люди поймали шмеля и привязали к нему нитку. А потом ходили за ним следом и смотрели, куда он полетит. Поэтому в той деревне теперь все «чмыли».

А те, кто живет в Сошно, – поголовно «зозули», в Островичах – «гэмрусы», а вот в Вульке-Городищенской, одни говорят – «крычкы», другие – «вовкы». Плюрализм мнений, как говорил Горбачев.

(Продолжение следует)

Понравилась новость? Поделитесь ею с друзьями, используя кнопки: