К 120-летию Явления Месятичской Иконы Пресвятой Богородицы
История Православной Церкви насчитывает около тысячи образов, прославившихся чудотворениями. Большинство их — Образы Богоматери. К Ней, Заступнице рода человеческого, притекает народ в скорби, ищет защиты и утешения. Церковной истории известны многие факты действия Промысла Божиего для нашего спасения. Икона Божией Матери Месятичская — еще одно тому подтверждение.
Как писал Митрополит Харбинский Мефодий (Герасимов, 1856‑1930): «Знамения и чудеса в духовном мире человека и в жизни Церкви имеют такое же важное значение, как и величайшие события во внешней жизни народов, а потому они должны быть записаны в священную летопись таинственных благодатных событий в жизни Церкви наряду с величайшими историческими событиями, записанными в летописи народов…»
В удостоверение Божественного попечения и заботы о нас и для подтверждения истинности Православной Веры после пережитого тяжкого времени под гнетом унии Господь явил Месятичскую Икону Божией Матери, плывущую против течения на волнах Днепра. Обрести этот Божий дар суждено было в 1893 году плотогону Ивану Михайловичу Шпаковскому из села Месятичи (Брестская область, Пинский район), расположенного на возвышенности живописного уголка Полесья, между двух рек — величавой Припятью, несущей свои воды в Днепр, и быстротекущей Стырью.
Храм Мч. Параскевы Пятницы, построенный в селе Месятичи в 1794 году, и рядом стоящая двухъярусная колокольня выстояли и в годы разрушительных войн, и во времена преследования Церкви. Прихожане уверены, что Пресвятая Богородица охраняет их храм, в котором находится Ее Икона.
Историю Иконы изложил в своем очерке «Наша Палессе» писатель Федор Одрач (Шоломицкий, 1912‑1964), уроженец Месятичей, проведший остаток жизни в эмиграции.
До Первой мировой войны на реке Припять было большое движение. На восток до Днепра по Припяти пароходы тащили за собой баржи с фанерой, плоты с добротным полесским деревом. В обратном направлении шли речные караваны с пшеницей, арбузами, сахаром. В то время многие полешуки работали грузчиками на баржах и плотогонами. Вот на таких же работах и Шпаковский Иван провел почти половину своей молодости. Он был человеком рослым да и силу имел богатырскую. В Пинске, когда пароход подтягивал пустую баржу к берегу, на котором располагался магазин с товарами, Иван, ухватив здоровой правой рукой двухсоткилограммовый пакет листовой фанеры, легко клал его на доски, и груз уже по наклонной скользил на баржу. А когда в Екатеринославле или Киеве надо было грузить муку, он бросал восьмидесятикилограммовые мешки на баржу, будто арбузы.
В храме Иван — кроткий и смиренный прихожанин, в коленопреклонной молитве пребывает всю службу. От благодатной полноты религиозного чувства, от изумления перед величием и милосердием Божиим Иван благодарно взирал порой на Икону Пресвятой Богородицы у левого крыла иконостаса, выловленную им в водах Днепра. …Было это в первой половине 90-х годов XIX века. Пароход не спеша плыл по верховью Днепра, между Каневом и Киевом. Он держал курс на Пинск из Екатеринославля. Баржа, нагруженная пшеницей, продвигалась за пароходом на буксире. На мешках сидел Иван и думал о своем селе, в котором давно не был. Вспоминал своих родных, сверстников, что уже обзавелись семьями, церковь, по весне обвитую цветами сирени… Быстрыми волнами Днепр мчал свои воды на юг. Неожиданно Иван увидел в воде что-то сверкающее, переливающееся на солнце разными цветами. Отцепив от баржи запасную лодку, он поплыл к таинственному предмету. Это была небольшая Икона, писаная на дереве. Лики Образов были покрыты пеленой, подобной на лиловое облачко, из-под которого пробивалось лишь сияние Богоматери.
…Когда пароход отчалил от киевского берега, Иван внимательно начал присматриваться к Иконе. Края ее обведены золотым ободком; облачко к низу святыни было более темным; вверху сияние от головы Девы Марии достигало края золотой ленты. Поставив Икону на мешок пшеницы, Иван прочитал все молитвы, какие только знал. Глаза его молитвенно всматривались в сияние над пеленой, и он тогда душой чувствовал, что произойдет что-то величественное и могучее.
Из Пинска до родного села Иван добирался уже пешком. Дома он показал находку своей старенькой маме и старшему брату Марку. Пришел и сосед, чтобы посмотреть на Икону, вынутую из реки. Святыню поставили в иконном углу. Однажды в воскресенье, после Богослужения, когда семья Шпаковских читала «Отче наш» перед обедом, внезапно Икона на покутье всполохнула пронизывающим светом. Лиловое облако начало медленно ниспадать; вот уже видно изображение Богородицы с Младенцем Христом. Облако опускалось все ниже и ниже, и, наконец, свернулось в клубок у ног Приснодевы. Все пали на колени. Чудо было бесспорное. Известили об этом Отца настоятеля. Люди, прослышав об этом, пошли в дом Шпаковских, но как только чужие переступили порог, пелена вновь закрыла Образ Божией Матери. Никто из приходивших не поверил в произошедшее.
В скором времени по просьбе тогдашнего приходского священника Образ, украсив вышитыми рушниками, перенесли в храм и поместили на стене, за левым крылом иконостаса. В день Нового года по старому стилю в 1903 году произошло чудо — Икона обновилась. В церкви было многолюдно. Были люди из соседнего Повхова, из Лозичей, Шоломичей, даже из отдаленных Вивичей и Калауровичей. По окончании Литургии батюшка сказал проповедь о Святителе Василии Великом, ибо это был день его церковной памяти, после чего у иконостаса начал нарастать тревожный шепот. Глаза прихожан устремились туда, где располагалась загадочная Икона. Женщины первыми попадали на колени: пелена, прежде закрывавшая Чудотворный Образ, преобразовавшись в красный дым, будто перемешанный с пламенем, опадала все ниже и ниже. Образы на Иконе интенсивно светлели. Лики Пречистой Богоматери и Христа Младенца словно ожили. Казалось, Божия Матерь вот-вот заговорит с верными. Увидел это чудо и священник. Взволнованный, он подошел к Иконе, преклонил колени и, воздев руки кверху, произнес: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» Все громко повторили эти слова за священником.
На Бога и Божию Матерь уповая, крестьяне, обеспокоенные ревиндикационными процессами (1), в 1929 году носили почитаемый Образ с Крестным ходом по соседним селам. В свой храм Икона возвратилась спустя месяц, на десятую неделю после Пасхи. С тех пор в пятницу десятой седьмице по Пасхе, называемая Десятухой, и отмечают празднования Месятичской Чудотворной Иконы Богоматери.
Твердо веруя в Божию благодать, подающуюся через Месятичскую Икону, ослепшая, преклонных лет женщина из Радчицка в 1930‑х годах постоянно ходила в Месятичи (20 км) помолиться об исцелении. И вера ее была вознаграждена. В один из дней, после усердной молитвы, женщина прозрела.
Известно, что по молитвам перед Чудотворным Образом получила избавление от недугов и женщина из соседнего села Черново.
Божественной Своей силой, исходящей от Месятичской Иконы, Матерь Божия исцелила правнучку Ивана Михайловича Шпаковского Ольгу Ивановну Пахальчук, ныне проживающую в Бресте. «В начальных классах, — рассказывает Ольга Ивановна, — меня систематически беспокоила головная боль. С горячей мольбой о заступничестве моя мама меня проводила под Иконой. Вскоре боли ушли. Нужно сказать, что, согласно нашему местному обычаю, выздоровевшие в благодарность Пречистой приносили к подножию Ее Образа головные платки. Также и я вместе с мамой отнесла плат к стопам Богоматери. Позже эти приношения раздавали малоимущим, тем не менее, количество сих «видимых памятников благодатной помощи» не убывало.
Слава о творимых Иконой чудесах ширилась и достигла ближайших земель. Поклонялась и получила исцеление от Чудотворной раба Божия Галина из Любешово. «Вот видите, какая великая наша Икона, — говорили прихожане. — Даже из Украины к нам приезжают люди». Приведенные сведения о щедротах и милостях Богородицы Месятичской далеко не все. Но, судя по множеству даров Иконе, можно предполагать, что подобных исцелений было немало.
Божия Матерь не только помогала верным в бедах и немощах, но и предупреждала о грядущих великих событиях. Так, по воспоминаниям сельчан, перед Великой Отечественной войной Месятичская Икона потемнела. А незадолго до окончания войны Икона воссияла. Дивное сияние, исходящее от ее, несколько дней было заметно не только в храме, но и через его окна с улицы.
Впервые я, пишущая сии строки, узнала о Месятичской Иконе Богоматери от правнучки Ивана Михайловича Шпаковского Ольги Ивановны Пахальчук еще в 70‑х годах ХХ столетия. Однако, к большому сожалению, все никак не получалось поехать поклониться Иконе, хотя в своей книге «Лыщенская Чудотворная Икона» упомянула о Месятичской Святыне. И вот, осенью 2012 года, случайно встретившись и разговорившись с Ольгой Ивановной, я посетовала, что так и не довелось увидеть Месятичский Образ. Тогда Ольга Ивановна мне любезно предложила взять на время имеющийся у нее фотоснимок этой Святыни к себе. Таким образом 26 октября 2012 года Икона, о чудесах которой я давно слышала, оказалась в моей квартире.
С благодарностью и благоговением взираю на Икону. Поразительно выразительные Образы Богоматери и Младенца Христа, будто только написаны. Божия Матерь представлена на Иконе сидящей со склоненным влево Ликом. Туника Ее темно-бирюзового цвета, ризы светло-коричневые. Голова покрыта бирюзовым платом, сжатым на затылке. Младенец Христос изображен сидящим на коленях Богоматери, Которая Его поддерживает правой рукой. Одет Богомладенец в одеяния белого и бирюзового цвета. Правой рукой Он благословляет, в левой — держава, увенчанная крестом. Вокруг глав — венцы в виде золотых лучей. Лучевое сияние, исходящее от Лика Богоматери, представлено восемью пучками, в каждом из которых по пять лучей. Иконографический тип Образа относится к иконам «Одигитрии» — Путеводительницы. Поле Иконы расшито мелкими камешками темно-синего цвета. Справа и слева от Лика Богоматери изображено два белых цветка с мелкими лепестками. Вокруг этих цветков показаны бирюзовые листья.Сама Икона находится в резном киоте высокохудожественной работы, подаренном прихожанами в середине 1930‑х гг., трудившихся в США. Киот представляет собой виноградные гроздья с листьями. Листья виноградника там, где должны проходить центральные жилы, имеют прорези формы этих самых жил.
На следующий день, вечером, на фотоснимке Божественная Рука написала картины, в которых рассказывается история Месятичского Образа. Видимо, Господу угодно, чтобы об этой Иконе знали все. Слева* внизу на ризе Богоматери прописалась светло-бирюзовая гладь. В разных ее концах можно было наблюдать преобразование двух темных предметов изначально неопределенной формы. Немногим погодя в том, что был справа, стали угадываться формы парохода, а в левом — сложенный плот. Справа внизу на ризах Богородицы изобразился иконостас, по бокам которого видны горящие свечи; перед Царскими Вратами — фигуры людей, стоящих в поклоне. На нижней планке рамы Иконы, ближе к левому углу, обозначен пейзаж с сельской местностью. Можно рассмотреть деревенские хаты, стоящие вдоль улицы; на самом углу рамы слева улица поворачивает направо и уходит куда-то вдаль, где просматривается несколько человеческих фигур. Ниже этого же угла рамы видна группа людей (поясное изображение), направляющихся к переулку упомянутой улицы. Чуть правее нижней рамы Иконы показана длинная колонна людей, направляющихся в некий вход под золотой аркой. Рядом с колонной изображен человек, стремящийся примкнуть к этой очереди. Следует сказать, что к концу декабря прошлого года золотая арка изменила свои формы.
Через несколько дней дивным светом засиял киот Иконы. Листья винограда, стебли его стали словно серебристые, от ягод исходило по два ярких луча, из разрезов листьев, цветков били столпы света. Казалось, Икона ликовала, воспевая славу Царице Мира Богородице Приснодеве Марии в Образе ее Месятичском. Со временем свет начал угасать, гроздья же покрылись светлой дымкой, ягоды винограда уменьшились, некоторые покраснели и стали подобны на драгоценные камни, которые Небесный Ювелир окаймил в золотую оправу. Золотистый цвет присутствует и на пыльце цветков виноградника.
Узнав о таком чуде, Ольга Ивановна пришла проведать свое родовое достояние. Взяв в руки Икону, она была потрясена, что весь киот был залит ярким светом. «Ягоды созрели?! Невероятно! — воскликнула она. — Икона эта у меня уже более десяти лет. Каждый день я ей поклонялась, молилась и знаю, что на киоте ягоды винограда были зеленые…». Неожиданно на несколько мгновений киот Иконы вспыхнул золотом и рама чуть-чуть вышла из прежнего положения. Праздник торжества и ликования еще долго пребывал на Иконе. Даже и теперь в разрезах листьев, на гроздьях и цветках винограда виден этот неизреченный свет.
В начале ноября на Иконе начали происходить заметные изменения. Над головой Богоматери слева вверху поперек лучей одного из пучка лучи как бы раскололись по некой зигзагообразной линии. В то же время невидимая рука затушевала лучи в двух пучках, расположенных по бокам главы Пресвятой Богородицы напротив вышеупомянутых бирюзовых листьев. Над одним из лучей слева от Лика Богоматери появился темный предмет, обрамленный светом. Предмет этот увеличивается. На поле Иконы вверху над головой Богоматери образовавшаяся темная фигура напоминает вход в пещеру, на что обращает наше внимание светлая точка. Глубоко в пещере можно рассмотреть человеческие силуэты. Изменения затронули и киот Иконы. В нескольких его местах появляются композиции, в которых угадываются некоторые сюжеты из истории с присутствующими в них людьми.
Позже на Образах Богоматери и Младенца Христа стали появляться детали, которых ранее не было. Ризы Богородицы местами приобрели малиновый цвет и по краям украсились золотой каймой. На левом плече изобразилась золотистая звезда. Ожерелье из темных камней изобразилось на груди Божией Матери. На головном плате Ее справа прописалась картина, пока нечитаемая. На нее указывал светлый луч, появившийся за день до этого. Потом над этой картиной появились еще две. Бирюзовый плат Своей Матери Пречистой Господь убрал бриллиантами. Белая одежда Младенца Христа становится желтовато-золотистой, на ней обозначились складки бирюзового цвета, на груди Его изобразилось ожерелье, такое, как и у Божией Матери. Сохранившиеся после обновления следы пелены слева на Лике Христа отодвинулись левее, почти очистив Лик. Держава в руке Христа Младенца приобретает золотистый оттенок.
Икона Божией Матери Месятичской — есть драгоценное достояние и украшение местной церкви и всего Белорусского Православия. Ныне, как и в те далекие времена, не умолкает молитва перед Чудотворной Иконой: «Пресвятая Богородице, Спаси нас!».
Вера Воложина
Автор благодарит правнучку Ивана Михайловича Шпаковского Ольгу Ивановну Пахальчук за предоставленные материалы и информацию.
Литература:
Федор Одрач (Шоломицкий). Документальный очерк «Наша Палессе»
Лiка Янiцкая. Падарожжа ў Мясяцiчы. — Газета «Полесская правда», № 42 (12361), 28 мая 2011 г.
Иеродиакон Василий Костюк. Явление Божией благодати в Полесской епархии (20-30-е годы ХХ века). — Опубликовано в альманахе «Глас тихий. Божии знамения нашего времени» — Москва, 2000.
[1] Ревиндикация в Польше (1918‑1939) — процесс передачи части имущества (сооружения и земли) Русской Православной Церкви и православных общин, принадлежавшего им до распада Российской Империи в 1917 году, в собственность римско-католической церкви или местных властей.
* — При описании иконы правую и левую стороны будем определять по отношению и изображению на иконе.
У меня два вопроса: почему 120 лет — 12 июля? Ведь известно, что явление было осенью 1893 года!! Неужели надо всё совместить с десятухой? Кто организатор?!
Фёдор Одрач никогда не писал по-белорусски, почему тут «Наша Палессе», а не как оригинал «Наше Полісся»?
Прошу автора дать ответ.