Выбор
…Как ни напрягайся, а все равно не припомнишь, чтобы кто-то из тех, кто на каждом углу кричит об «умирающей деревне», сам возвратился к родному порогу и своими руками помог малой родине. Оно, конечно, сподручнее – пускать ностальгическую слезу на городском асфальте. Особенно после второго стакана да под песню «А ночами часто снится мне деревня». Увы, для конкретного дела это маловато. Видимо, нужны совсем другие качества. Например, настоящая, а не на газетной странице, любовь к родной земле. А еще нужны крепкие корни, те самые, что не дают тебе превратиться в перекати-поле.
Впрочем, миграция населения – тема насколько болезненная, настолько деликатная. Здесь у каждого из спорящих свои аргументы, своя правда. Но все же, по крайней мере, одно можно утверждать точно: лукавят те, кто божится, будто люди уезжают из деревни потому, что там нет работы. Работы на земле делать – не переделать. И вовсе не обязательно для этого записываться в сельхоз-артель, в колхоз по-старому. Можешь шабашить на стройках по всему миру, можешь торговать, можешь, в конце концов, фермером заделаться, но не уезжай из родной деревни, обзаведись своим домом, своим хозяйством. Что до городской цивилизации, то до нее максимум полчаса езды на машине. В самом же коллективном хозяйстве любого толкового и работящего человека примут с распростертыми объятиями – и к делу приставят, и, по теперешним временам, жильем обеспечат, и на обзаведение деньжат подкинут. Что, собственно, и произошло с семьей Сережи Середича, сменившего учительскую на мехдвор в КУСХП «Березовичи».
Вообще-то сам Сергей Степанович родом из Лыще. Потомственный, можно сказать, крестьянин: отец его – знаменитый в СПК «Лыще» водитель, а мама по профессии инженер-мелиоратор. После окончания средней школы подался Сергей в город. Это вот, к сожалению, мнение такое, ставшее традицией: с аттестатом зрелости – хоть к черту в зубы, хоть грузчиком в городской магазин, но подальше от родной деревни. Иначе неудачником посчитают, и соседки будут за спиной косточки перемывать. Ну, положим, кумушки со временем уймутся: у многих, очень многих сельских парней и девушек уровень жизни гораздо более высокий, чем у их городских сверстников. Но все равно считается, хоть кол на голове теши: выучился – уезжай.
Сережа Середич уехал, чтобы учебу продолжить: в Пинске он поступил в индустриально-педагогический тогда еще техникум, каковой без особого напряжения и закончил. Но прежде случилось событие, которое в корне изменило жизнь лыщенского хлопца. Он учился на втором курсе, когда однажды заглянул к тетке на Белявщину. А когда уходил из гостей, вдруг столкнулся с соседской девчонкой. Столкнулся на миг, но этого мига оказалось достаточно, чтобы понять: соседка из тех, кого встречаешь раз в жизни и навсегда. Похоже, и Марине сразу глянулся могучий парняга, от которого так и исходило ощущение силы и надежности.
В общем, они поженились и, не откладывая в долгий ящик, сразу обзавелись двумя детьми. Марина, выпускница Пинского педучилища, работала воспитательницей в детском саду. Коренная горожанка, она и не подозревала, что судьба когда-то сделает ее сельской жительницей. Между тем, это «когда-то» наступило довольно скоро: Сергея после учебы распределили в Красичин, в ПТУ-161, где и проработал он, ни много, ни мало, 10 лет. Мастер производственного обучения Сергей Степанович Середич обучал пацанов вождению всевозможной техники – тракторов, экскаваторов, погрузчиков… Три группы выпустил он за это время, дав путевку в жизнь почти 80 механизаторам. Марине нашлась должность воспитателя в общежитии. Дела, вроде как, шли на лад: Сергея в училище ценило начальство, уважали ученики. Особенно его зауважали, когда он своими руками восстановил старенький трактор ДТ-75, по которому давно уже рыдал чермет. Дали старый МТЗ-80 – он и этот аппарат довел до толка. Словом – сплошная светлая полоса.
Да вот только стал с некоторых пор замечать Сергей Степанович, что с нетерпением ожидает он весны. А дело в том, что ПТУ-161 традиционно помогает техникой соседним хозяйствам – СПК «Молотковичи», тем же «Березовичам»… Так вот, как только появлялось свободное время, отправляли мастера производственного обучения Середича и пахать, и дисковать, и бороновать… И чувствовал себя он в кабине трактора по-настоящему счастливым, как бывает
счастлив человек, занятый любимым делом.
– Уйду я, наверное, из училища, – сказал однажды Сергей Марине. – Уйду, не мое это. На земле работать – вот к чему постоянно тянет, вот к чему сердце лежит.
– Поступай как знаешь, – отвечала жена.
Она привыкла к тому, что в семейной жизни муж никогда не ошибается, все, что ни делает, – на пользу и детям, и ей. А потому Марина давно уже твердо решила для себя: куда Сергей – ту-да и она. Хоть на край све-та. Хоть в палатку.
На край света ехать не пришлось. Да и обошлось без палатки. Директор «Березовичей» Дмитрий Владимирович Пискун, сам еще совсем молодой человек, давно уже положил глаз на старательного и умелого мастера. Однажды спросил напрямую: не хочет ли тот сменить галстук на спецовку? Сергей обещал подумать, и думал где-то с год, пока не принес однажды в контору заявление:
– Прошу принять на работу в качестве…
Его приняли без колебаний, немедленно посадив на МТЗ-1221 и отправив в поле: было время осенней пахоты, горячая пора для механизаторов. Понадобилось совсем немного времени, чтобы убедиться: новичок работает так, как и все делает в этой жизни – спокойно, основательно и крепко-накрепко. Убедились – и выделили семье Середичей особняк из трех комнат с кухней да верандой, с хозпостройками и хорошим куском земли под приусадебный участок. Правда, пришлось после прежних хозяев чуть ли не капитальный ремонт делать, но зато теперь ни за что не отличишь хату от городской квартиры: и отделка, и обои, и мебель, и бытовая техника дешево – попробуй-ка поищи еще такое в городе. А сам коттедж расположен в таком месте, что никаких заморских чудес не надо – удивительной красоты лес через дорогу, зеленеющее, насколько видит глаз, поле справа, а слева – целый микрорайон «президентских» домиков.
Сергей в хозяйстве нарасхват. Он сейчас работает на погрузчике «Амкодор-332», а это и заготовка кормов, и подвозка сена, и складирование соломы, и… Да мало ли дел у механизатора? Он уходит на работу в 7 утра, а возвращается поздно вечером. А что же Марина, как она привыкает к деревенской жизни? Трудно, но… с удовольствием. Конечно, менять весь жизненный уклад совсем не просто, но если у тебя есть свой дом, если ты спокоен за свою семью, если тебя уважают новые соседи, то и работа спорится, и усталость отступает.
…Они ни разу не пожалели о том, что уехали в деревню.
Сергей Дорохов
Comments are closed.