Не быть равнодушными: как сохранить памятники культуры и истории Пинщины?
Вопрос сохранения историко-культурного наследия на Пинщине всегда был актуален – наша земля, как никакая другая, богата на памятники истории, архитектуры и природы. В последние десятилетия сделано немало эффективных шагов для признания значимости проблем охраны историко-культурного наследия, использования его в туристических целях. Подтверждается это и тем, что очередное заседание президиума районного Совета депутатов носило выездной характер и было посвящено вопросам сбережения духовного и культурного достояния, исторического наследия в Пинском районе на примере Сошненского и Загородского сельсоветов.
Согласно определениям многих энциклопедических изданий, культурное наследие – это часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое. Именно это ценное, созданное прошлыми поколениями и сохраненное и приведенное в порядок нынешними, и удалось увидеть воочию участникам выездного президиума. А хозяевам территорий было что показать, потому как и сошненская, и загородская земли имеют богатое историческое прошлое, о чем свидетельствуют многочисленные объекты историко-культурного назначения.
О фамильном захоронении и не только

Открытие бобровой тропы. (Слева направо) экскурсовод А.К. Хальпуков, лесничий Сошненского лесничества С.В. Ковалевич, генеральный директор Брестского ГПЛХО А.М. Тыцик, директор Пинского лесхоза В.В. Минич.
Сошненский сельсовет с его пятью деревнями и чуть более 1 100 жителями богат памятниками истории, археологии и природы. Следует начать с того, что деревня Ермаки расположена на территории биологического заповедника в 140 гектаров. Здесь обитают редкие виды птиц, на затопленных отработанных карьерах (в 1950 – 1960 годах здесь велась разработка месторождений торфа) можно встретить охраняемые виды фауны: лебедя-кликуна, лысуху, а также ценных промышленных млекопитающих – ондатру и выдру, не говоря уже о многочисленной популяции бобров. То, что здешние места поистине заповедные, знали и наши предки, о чем говорят легенды и предания. Одно из них о том, как королева Бонна проходила около деревни Вылазы и вела за собой войска. Солдаты остановились отдохнуть, а чтобы набрать воды –выкопали колодец. Отсюда и пошло название – колодец Королевы Бонны. Поэтому не случайно не так давно, в декабре 2011 года, Сошненским лесничеством была презентована экологическая тропа «Бобровая», ведущая от Сошненских лесов к колодцу Королевы Бонны в Вылазах, где когда-то освежала путников вкуснейшая родниковая вода.
В окрестностях деревни Сошно имеются залежи глины. В начале ХХ столетия здесь действовал кирпичный завод Хаима Сошника. Производство неоднократно реконструировалось и просуществовало до 60-х годов. Сохранились бывшие склады кирпичного завода. В настоящее время в одном из них находится мастерская по ремонту легковых автомобилей. Здание является памятником архитектуры с элементами классицизма.
А вот из более современных памятников истории, расположенных на территории Сошно, – обелиск в центре деревни воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, захоронение Первой мировой войны на гражданском кладбище. Что касается обелиска, то построенный в 1985 году, он совсем недавно стараниями руководства сельисполкома претерпел значительную реконструкцию, и сегодня память 60 погибших в годы войны земляков хранит современный монумент.
Многое в историческом плане в Сошненском сельсовете было бы далеко неполным, менее привлекательным и интересным без эпохально важного объекта близ деревни Староселье – родового кладбища Свежинских-Двораковских. В 2009 году газета «Полесская правда» писала о том, что захоронения ХІХ – начала ХХ века были повержены и разграблены вандалами. Уже тогда председатель Сошненского сельисполкома Янина Павловна Ребковец вместе с общественностью деревни и рабочими от центра занятости предпринимала попытки навести порядок и вернуть погосту покой: были найдены средства на установку столбиков и ограды из штакетника, убраны заросли, скрывавшие захоронения. Но этого казалось недостаточно. Ущерб, нанесенный варварами, измерялся не только приличными суммами: как пустые глазницы зияли склепы с раскуроченными оцинкованными гробами, были повалены и разбиты надгробные плиты из камня и белого мрамора. Благодаря стараниям и неравнодушию Янины Павловны фамильное кладбище Свежинских-Двораковских, на котором последнее захоронение проводилось 100 лет тому назад, было восстановлено в 2010 году.
Деревня Бокиничи знаменита тем, что в ее окрестностях можно встретить много курганов, «валов», а также возвышенность, которую в народе называют Золотой горой. С середины XVIII века Бокиничи являлись собственностью Скирмунтов. Постройки тех времен не уцелели. Как память о предках – капличка Божьей Матери, построенная дочерью последнего владельца поместья Тересой Скирмунт в 1996 году. В Бокиничах до наших дней сохранилось захоронение времен Первой мировой войны на гражданском кладбище, установлен памятник погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны.
Деревня Дубновичи интересна историкам, краеведам и туристам своей трагической судьбой. В феврале 1943 года она была сожжена, а жители вывезены в Германию. Памятник на могиле солдат, которые присоединились к партизанам и были убиты и сожжены на хуторе Горенец в июне 1943 года (их останки перезахоронены), установлен на гражданском кладбище в 2008 году. Инициаторами поисковых работ и увековечения памяти партизан были очевидец тех трагических событий Людмила Маркияновна Петрович, а также ее сын Анатолий Михайлович Петрович, проректор по административно-хозяйственной работе и строительству Полесского государственного университета, и председатель сельсовета Янина Павловна Ребковец. Благодаря их усилиям, чувству долга перед погибшими солдатами войны люди смогли докопаться до истины, вернуться к тем далеким событиям летнего дня, найти прах павших, воздать должные почести погибшим. У руководства сельсовета впереди еще много задумок, связанных с увековечиванием памяти сожженной и возрожденной деревни Дубновичи, которые вот-вот должны воплотиться.
Памяти жертв геноцида
Загородский сельсовет по численности населенных пунктов немного уступает соседнему Сошненскому, однако объектов историко-культурного наследия здесь не меньше. История этого края немыслима без истории еврейства, и поэтому трагедия геноцида здесь воспринимается как общая трагедия, принесшая невосполнимые утраты. Погост-Загородский был торгово-ремесленным центром. Жители, значительную часть которых составляли евреи, занимались гончарным промыслом, изготавливали полотно, обрабатывали лен. В августе 1941 года и при ликвидации гетто в 1942 году фашисты уничтожили практически все еврейское население, были убиты 27 детей еврейской национальности. Погибла в том числе семья Михаила Южука, ныне живущего в Израиле, и семья его жены. Отдавая дань памяти жертвам геноцида, Михаил Георгиевич Южук на собственные средства установил в местах гибели евреев памятные знаки.
Установлены и поддерживаются в хорошем состоянии памятники на братской могиле советских воинов и партизан, землякам, которые погибли в годы борьбы с фашистами. Как и повсюду на Пинщине, в деревнях Загородского сельсовета имеются православные храмы, являющиеся памятниками архитектуры, каплицы, древние стоянки – памятники археологии, словом, все то, что включает в себя многогранное понятие «историко-культурное наследие», и то, что требует ухода и сохранности. Все эти вопросы постоянно находятся в поле зрения председателя Загородского сельисполкома Елены Ивановны Богатко, человека неравнодушного и болеющего за сохранность исторического наследия:
– В нашем сельсовете много памятных мест. Немало у нас и людей, которые берегут и приумножают историческое наследие. А недавно ведущий проекта телеканала СТВ «Новыя падарожжы дылетанта» Юрий Жигимонт снял сюжет для своей программы об истории нашей местности.
Сберечь то, что есть
Решения об увековечивании памяти земляков, об установлении памятных знаков, сохранении имеющихся объектов историко-культурного назначения всегда находят поддержку районной исполнительной власти. Расходы районного и местных бюджетов на финансирование мероприятий по сохранению историко-культурного наследия в 2012 году составили 40,2 миллиона рублей, из которых 1,5 миллиона рублей – привлеченные спонсорские средства.
Для выполнения требований Закона Республики Беларусь «Аб ахове гісторыка-культурнай спадчыны Рэспублікі Беларусь» сельсоветы, на чьих балансах, как правило, находятся объекты историко-культурного назначения, обязаны изготавливать на них специальные документы, разрабатывать проекты зон охраны, оформлять правоустанавливающие документы на земельный участок, занятый тем или иным памятником, изготавливать технический паспорт объекта и другие. Однако согласно действующему в стране Бюджетному кодексу из бюджетов первичного уровня такие виды расходов не финансируются, в бюджете отсутствует статья расходов на сохранение историко-культурных ценностей.
Следует отметить, что государство больше правовыми методами стимулирует проведение мероприятий по охране историко-культурного наследия. Нельзя не сказать о налоговых льготах, применяемых в отношении объектов наследия. Научно-исследовательские, проектные и производственные мероприятия на памятниках древности не облагаются налогом на добавленную стоимость. С территорий, занятых историко-культурными ценностями, не взимаются платежи за землю. Не начисляется налог на недвижимость на объекты наследия, включенные в утверждаемый правительством по согласованию с Главой государства перечень памятников.
Но законодательство – только одна сторона деятельности в сфере охраны наследия. Существует и ряд организационных вопросов. Наряду с возрождением и содержанием памятников истории стоит вопрос их использования. Многие из них включаются в туристические маршруты, а некоторые ждут своего «звездного часа». И чтобы приблизить это время, власти призывают частных инвесторов к восстановлению памятников историко-культурного наследия. К сожалению, подобными объектами инвесторы интересуются не так часто, как хотелось бы. Например, из множества объектов, расположенных на территории Пинского района, «определены» лишь единицы. К примеру, в этом списке – старинное здание синагоги (памятник архитектуры с элементами классицизма) в Погосте-Загородском, которое совсем недавно было выкуплено частным лицом с целью создания предпринимательской структуры. А ведь сегодня наше законодательство позволяет продавать такие объекты за одну базовую величину. Данные предложения размещаются на официальных сайтах госорганов.
В качестве логического завершения темы приведу изречение Н.К. Рериха, который говорил: «Не устанем твердить, что, кроме государственного признания, нужно деятельное участие общественности. Культурные ценности украшают и возвышают всю жизнь от мала до велика. И потому деятельная забота о них должна быть проявлена всеми». Действительно, Родина – это не только земля как источник жизни растительных и животных организмов. Это историко-культурная среда, в которой формируются, реализуются и сменяют друг друга поколения людей. Поэтому сохранение природного и культурного богатства является главной задачей, можно сказать, миссией всех неравнодушных. Утрату объектов историко-культурного назначения возместить невозможно.
Виолетта ПОДЛУЖНАЯ.
Дубновичи зима 41 весна 42 года. За селом недалеко, 3 км от села проходит жд на Брест. Партизаны пускали поезда под откос. Сенькевич Борис Нестерович отец деда мой прадед был проводником партизанов. Сенькевич Екатерина Степановна( Степановна) мать деда пробабушка.
Дубновичи Зима 41-42 год какой-то поляк доложил немцам что в прадеда хате скрываются партизаны. Семья была в хате с братом прадеда. Прадед сказал чтобы брат уходил и открыл дверь с хаты. Дедушкин брат вышел с хаты а там его уже поджидал, подсиживал немец. Брата прадеда Сенькевича Александра Нестеровича схватили избили сразу же выбили зубы. Отвели за хату …. Уже точно не установить что дальше но расстреляли либо у хаты либо у леса. (Так как хорошо слышали с избы).
Дубновичи 2-3 дня после доноса поляком и расстрела Александра Нестеровича, в село вошел немец. Начал собирать народ в сельскую церковь.
ПраДедушка будучи на улице увидев как горит хата и стрельба по селу быстро во дворе наспех отвязал корову и лошадь посадил в санки выбежавшего из горящей хаты сына и наспех пустился на санях в лес. Тем временем немцы собирали народ в церковь сопротивлявшихся расстреляв наместе.
(Скорее всего- немцы заперли хату с семьей женой и детьми прадеда, а затем подожгли хату. Но пробабушка выбив окно с другой стороны завернула Тасю в тряпки выбросила на снег, затем накинула на Еву тряпье и тоже выпихнула в окно, затем сама вылезла из горящей избы Взяв всех побежала в лес.
Немногим удалось спастись. Все ушли в лес и зимовали в лесу с партизанами, помагали им и благодаря партизанам выжили. А остальных собрали в церкви закрыли и сожгли вместе с деревенею.
После того как сожгли деревню Дубновичи зимой они остановились рядом на хуторе. Немцы знали что есть человек кто водит партизан по болотам на ж/д ветку (предала женщина — либо кума либо родственница). Семью посадили на бричку для расстрела всей семьи там был прадед с семьей. Из леса вышел немец и за кричал чшней шней немец каким образом узнал или показал но прадеда расстреляли. Семья осталась. Ушли немцы. Отвезли прадеда подальше от хаты и захоронили недалеко от дома. После войны своими силами брат прабабушки перезахоронил прадедушку.
Но также история с немцами ранее по детству я помню по другому. Немцы знали что в лесу партизаны а в хате помощник, пришли в хату а там только женщины да пацаненок. Они посадили всех на шарабан и хотели расстрелять если не скажут где отец и муж. А прадед был в сарае в это время и видел всю картину. Но когда он понял что сейчас расстреляют семью он вышел с сарая. Немцы поставили его на колени и расстреляли. — затем похоронили у дома и на кладбище.
Когда ездил дядя в Дубновичи . Баба Тася показала улицу и дом где жила предательница. Что предавала.
чтобы сохранить наше наследие, нужно во-первых хорошее финансирование. забесплатно никот ничего реставрировать/поддерживать/чистить/ухажитвать не будет. а вовторых, и это гораздо важнее! надо чтобы мы сами понимали, насколько для нас важно это наследие. некоторые даже не осознабт, зачем нам сохранять какие-то там памятники, какие-то там надгоробия и т.д. вот с чем надо начала начать бороться — с равнодушием наших людей, которые готовы предпорчесть моральные ценности материальным!