Годы как птицы летят…
Наблюдая за энергичными движениями этой женщины, вряд ли кто-то догадается, сколько ей лет. Навскидку – лет 70 или чуть-чуть больше. Оказывается, она уж десятый десяток разменяла: 20 октября Ольге Петровне Полховской из Месятичей исполнилось 90 лет. Это сейчас у нее нет хозяйства и огородов, а два года назад и хозяйство держала, и огороды обрабатывала, так уж заведено в деревне. Конечно, силы теперь не те, но справиться с домашней работой, приготовить еду ей под силу. На зиму маму забирает сын Василий, который живет в Гривковичах, а по весне, вместе с аистами, как шутит Ольга Петровна, она вновь возвращается в родной дом.
Сама она из местных – месятичская. Всю жизнь прожила здесь. Здесь жили ее родители, здесь же встретила свою судьбу – муж Александр Ильич тоже был из Месятичей.
Много чего довелось пережить Ольге Петровне за свои 90 лет, целый век, почитай, без десятка. В семье, где она росла, воспитывалось шестеро детей. Кусок хлеба приходилось зарабатывать тяжелым трудом. Семья имела много земли, большое хозяйство: коровы, пара коней, пара волов. Сами не всегда справлялись, бывало, и работников нанимали.
Очень тяжело пришлось матери и детям, когда не стало главы семейства – он умер в 1939 году. Ольге тогда было 17 лет, а ее самой младшей сестренке – всего полгодика. Все заботы по хозяйству легли на мать и старших детей. А попробуй-ка вспахать землю, когда нет в семье мужчины. Но сельский человек, привычный к такому труду, выдержит любые трудности. Ольга Петровна вспоминает, что они тогда сеяли много льна, и мама рассчитывалась с работниками его семенами. А как тяжело давался кусок хлеба! Это и землю вспахать, и посеять зерно, и сжать, и обмолотить, и зерно на муку смолоть. Потом только хлеб печь. Было время, что и печку нечем было вытопить, чтоб тот хлеб испечь. Вместо дров использовали то ракиту, то солому.
– Сейчас жизнь – калинка-малинка, – улыбается Ольга Петровна. – Пенсию домой принесут, продукты есть, живи и радуйся, не на что жаловаться.
Ольга Петровна окончила 4 класса польской школы, но учиться дальше возможности не было, нужно было зарабатывать деньги на пропитание. Ей очень нравилось шить. Мама продала две коровы и купила швейную машинку. У одной местной женщины Оля научилась шить и стала этим зарабатывать. И шила, пока позволяло зрение. Бывало, говорит, придешь с поля в 12 ночи, уставшая, хочется отдохнуть, но надо садиться шить: то брючки соседскому мальчику, то рубашку. Тоже ведь дополнительный заработок. Так вот зрение и испортилось, потому что не при электричестве шила, а при керосиновой лампе. 14 лет назад ей сделали операцию на глазах.
…Потом пришла война. Молодых забирали в Германию. Та же участь ждала и Ольгу. Но она пряталась и скрывалась, как могла. Однажды даже пришлось пойти на хитрость – вместо нее отправили беременную женщину, родственницу ее старшей сестры, такого же возраста, как и Ольга. Местный врач, находившийся в комиссии, понял, что это не Ольга, но не выдал ее немецкому врачу. Так она осталась на родине. А Олю вывезли далеко от дома, чтобы не нашли.
Замуж Ольга Петровна вышла уже после войны. Муж ее Александр Ильич воевал, на фронт пошел в 16 лет. Дважды был ранен, награды есть. После войны он выучился на тракториста. Профессия эта, как и сейчас, так и тогда, была востребована, зарабатывал хорошо. Но после одного случая ему пришлось уволиться: начальство дало приказ убирать придорожные кресты, а он отказался. Сказал, мол, не я их ставил, не мне их и убирать. Но без работы не остался, подался в город – и там рабочие руки нужны были. Работал на строительстве дороги на Давид-Городок. Потом вернулся домой – одной Ольге Петровне с двумя детьми тяжело было, а еще хозяйство, сотки, огороды. 14 лет проработал кузнецом в колхозе.
Жили они хорошо, вспоминает Ольга Петровна. Все у них ладилось. Дети выросли, сын Василий уже женился. Но в дом пришла беда. Александр Ильич сильно простудился и заболел. Врачи не смогли ему помочь, и в 56 лет его не стало. Вот уж 30 лет как Ольга Петровна живет без своего хозяина.
Правда, одиночества своего, можно сказать, и не чувствует. Дети о ней заботятся. Сын Василий рядом, а дочь Доминика хоть и далеко от мамы, в Санкт-Петербурге, но звонит регулярно.]
Совсем недавно Ольга Петровна в очередной, седьмой, раз стала прабабушкой. Правнука ей подарила внучка Анна, которая, кстати, тоже уехала далеко от мамы – аж в Турцию. Ольга Петровна мечтает, чтобы ее правнучек, когда подрастет, выучил русский язык и приехал жить в Петербург.
Надо сказать. Ольга Петровна вместе с Александром Ильичем вырастили достойных детей. Пусть сами особого образования не имели, но сын и дочь стали людьми образованными. Василий Александрович всю жизнь проработал учителем в Гривковичской школе, был ее директором, жена его Галина Григорьевна – тоже учитель, дочь Доминика и сейчас работает в типографии в Петербурге.
Ольга Петровна гордится тем, что у нее хорошие дети, внуки и правнуки. Они ее никогда не забывают, звонят, навещают. В минувшую субботу в доме сына Василия было многолюдно – родные собрались здесь, чтобы поздравить маму, бабушку и прабабушку с 90-летним юбилеем.
Инна УРБАНОВИЧ
«вместо нее отправили беременную женщину, родственницу ее старшей сестры, такого же возраста, как и Ольга» — как-то жестоко по отношению к беременной женщине. хотя наверно время было такое што каждый сам за себя… выживает сильнейший (хитрейший)